Так будет ли все таки тирлянская иномарка?

Так будет ли все таки тирлянская иномарка?

31.03.2005 г «Белорецкий рабочий опубликовал статью «Будет тирлянская иномарка?».
Статью можно б принять за «первоапрельский стёб», но в ней были ряд дельных мыслей, которые могли бы быть реализованы в нынешнее время, помятуя о том, что промышленность России остро нуждается в качественном металлле. Но вначале обратимся к Истории


Такая примерно домна была в Тирляне

В 1810 г дорогу Белорецк-Тирлян улучшили, сделав Тирлян транспортным узлом.После пуска в Тирляне в 1818 г домны, дорога Тирлян-Николаевка-Тюлюк-Сатка стала оживлённой, в 1837 г по ней проехал, (минуя Белорецк), «поезд» цесаревича Александра II с большой свитой. По ней шли «углевозные» и «рудные» пути.


Фото руин Тирлянского завода

А это знаменитое колесо в Тирляне. Возле него помнится постоял нынешний ВРИО Главы Республики в прошлый свой приезд

С приходом в Тирлян «Вогау и К» в 1874г и А.Э. Гассельблатта, тут сдали 2-ю домну, технически передовую для тех лет и листопрокатный цех, (были года, когда к Тирляну шли караваны верблюдов от Верхуральска, чтоб везти листовое железо в Среднюю Азию). С ввода ж/д Уфа-Златоуст к ней шли обозы с кровельным железом и иными товарами из Тирляна в Сулею. На карте «Златоустовская операция КА» в июле 1919г., (БСЭ), узкоколейки Запрудовка-Тирлян-Белорецк нет, но дорога Сатка- Тирлян-Белорецк дана равной по значению «тракту Екатерины» и дороге Белорецк- Магнитная.
В отличие от Белорецка, возившего гужём руду Атач-Магнитной, Тирлян возил руду с рудников севернее Николаевки, не только в 2 раза ближних, но и по качеству руды лучших. Металл Тирляна был более ковкий и пластичный, и намноге дешевле белорецкого. Памятником прокатного цеха служит огромное колесо-маховик прокатного стана на его бывшей территории.

 
Вот так, примерно выглядел Тирлян в то время

В довоенные годы, когда началась разработка золотоносного учалинского месторождения, от Махмутово через Кубяково и Кунакбаево прошла дорога к селу Учалы. Пошли от Тирляна стройматериалы, оборудование и техника.Тирлян в лучшие годы имел до 18 тыс человек и был «непризнанным городом».
Многие тирлянцы шли тогда на учалинские новостройки. Для Учалов это была ближняя ж/д станция, (хоть и у/ж/д). Естественно встал вопрос стройки от Тирляна у/ж/д до села Учалы. Перевал через Урал-Тау был 670м, (для сравнения перевал через хр.Машак у\ж\д Запрудовка-Тирлян более 890 м, а через хр.Бакты-810м). Даже была идея передачи у/ж/д Запрудовка-Тирлян от БМЗ в состав МПС СССР. Уже шедшая 2-я Мировая и предчувствие Великой Отечественной войны не дали осуществить эти планы в тот момент.
После Войны этот вопрос вставал не раз, но опять межведомственные распри привели к тому, что в 1955 — 58г была построена ширококолейная ж/д Миасс-Учалы. Тем не менее, дорога Махмутово-Кубяково-Кунакбаево была оживлённой. По ней везли стройлес и пиломатериалы, что в степном Зауралье были на вес золота.
По большому счету, Тирлян был истинной «матерью» Учалов. Для Белорецка и Района выгоднее, чтоб связующая Белорецк и Учалы ж/д прошла максимально по Району. Лучшим вариантом является маршрут Белорецк-Тирлян-Махмутово-Кубяково-Кунакбаево-село Учалы. Тем более, что чехи, как собаки на сене, и не отказываются от санкций, и не передают, (и не продают!), проект Мусинского цемзавода и ж/д Абзаково-Мусино-Кудашево. Юридически они до сих пор являются хозяевами проектов цемзавода и ж/д Абзаково-Мусино-Кудашево. Между прочим, приличный вариант переноса строительства цемзавода из Сибая, где абсолютно неблагоприятная экологичесая обстановка
В выше названной статье газеты «Белорецкий рабочий» от 31.03.2005 года совершенно обоснованно говорится, что проект реален лишь при приходе в Тирлян, вместо узкоколейки Белорецк-Тирлян, ж/д линии широкой колеи.
Заводские и комбинатовские ж/д тупики из-за своей малой интенсивности движения крайне убыточны, но в «Транспортной стратегии развития РБ до 2030г» предусмотрено строительство ж/д Белорецк-Учалы.

Ж/д Белорецк Учалы даст рентабельное магистральное ж/д движение от Миасса через Тирлян-Белорецк на Магнитогорск и на Карламан-Стерлитамак-Оренбург. Главное,-это будет дубль ж/д Миасс-Уфа-Дёма, что не справится с увеличением китайского и казахского ж/д транзита в Европу. (Спецы логистики предсказывают в ближние годы рост ж/д транзита из Китая и Казахстана в 3-4 раза!!!). Это требует пересмотра существующей «Транспортной стратегии РБ до 2030 г» в сторону ускорения начала стройки ж/д Белорецк-Учалы. Тем более, что в «верхах» имеется понимание важности проблемы, о чем говорит вот это письмо

Предложение: А не включить ли в планы развития Белорецкого района строительство цеха по отверточной сборке иномарок известной фирмы из Германии, допустим Volkswagen Aktiengesellschaft . Это был бы исторический прецедент, помятуя  историю с «Вогау и К» в 1874 г. Тем более, что сегодня Россия с Германией находится в неплохих отношениях.  Это стало бы возрождением Тирляна и всей металлургической промышленности Белоречья.

В. Миткалев, 08.02.2019 г.

Форматирование: Ян Радий, г. Белорецк

Share This Post

Post Comment