Об истории Уфимской железной дороги

Об истории Уфимской железной дороги

До начала стройки ж/д Белорецк-Карламан ст. «8-й км» и вокзал «Белорецк» были в составе Южно-Уральской Ж Д. Естественно, предполагалось,-ж/д Белорецк — Юша — Карламан и ж/д Юша-Пихта-Двойниши — Катав-Ивановск должны быть в Ю-УЖД. Всё логично, (сданная в 1981г ж/д Сакмарская-Мурапталово силами Ю-УЖД вошла в состав Ю-УЖД), строили ж/д Белорецк-Карламан те же СМП Треста «Магнитогорсктрансстрой», что и строили ж/д Магнитогорск-Белорецк, но вмешалось Правительство Баш АССР, что ходатайствовало перед Москвой в интересах Баш отделения КБш ЖД о передаче строек Башотделению КБш ЖД. История тяжб руководства Башотделения КБшЖД с руководством КБшЖД стара и объективна. Ж/д Самара-Дёма и ж/д Уфа-Златоуст проектировались отдельно и самостоятельно. Ж/д Уфа-Златоуст строили как горнозаводской тупик от Златоуста и других заводов, сплавлявших металл по Аю, Юрюзани и Уфимке, а также Симу и Белой, к пристани на Белой в. Управление стройки Уфа-Златоустовской ж/д располагалось в Уфе. Управление эксплуатации ж/д Уфа-Златоуст было в Уфе и лишь в 1892г было перенесено в Самару. Башкирия по климату и рельефу, это не Поволжье, что поволжские шаблоны управления, снабжения, оплаты и премирования тут не годятся, вынудили в июле 1949г, через 10 месяцев после окончания Войны с Японией создать самостоятельную Уфимскую ЖД, (как на войне были ударные армии, так Уфимская ж/д должна была стать ударной для ликвидации низкой пропускной способности горных участков широкого в этой части Южного Урала, ярко проявившихся в годы Войн с фашисткой Германией и милитаристкой Японией). Как отзвук того,-Уфимская детская ж/д в парке Якутова, против здания бывшего Башотделения. (Кстати, КБшЖД одна из немногих, что не имеет в своей «столичной» детской ж/д.). Анологично Уфимской была отделена от КбшЖД старейшая Оренбургская ЖД. В 1959г в ходе создания «совнархозов» и укрупнения производственных и транспортных структур Уфимскую ЖД влили в КБшЖД, Хотя до того Уфимская ЖД была экономически самодостаточна. Этим идиотским решением самостоятельный БашСовнархоз лишили его транспортной ж/д структуры. (В противовес Уфимской, Оренбургскую ЖД передали Южно-Уральской ЖД). После 1964г «реформы Хрущёва» и «совнархозы» признали « авантюрами и волюнтаризмом», но самостоятельность Уфимской ЖД не вернули, т.к. к 1964г Башотделение КБшЖД давало до 40% погрузки-выгрузки и перевозки наливных нефти и нефтепродуктов всей КБшЖД. Башотделение было ядром всей экономики КБшЖД. Проще, если бы Башотделению вернули самостоятельность, то другие части КБшЖД за большие убытки пришлось бы распределять по другим ЖД МПС СССР. Спор о независимости Башотделения это не погасило. Просьбы руководства БашАССР о передачи строек ж/д Белорецк-Карламан, ж/д Юша-Пихта-Катав-Ивановск и ж/д Сакмарская-Мурапталово и передачи части Ю-УЖД-ж/д ст. «Белорецк» в состав Башотделения имели планы возвращения независимости Башотделению и возрождению Уфимской ЖД. Если ранее Баш отделение граничило с КБш ЖД по Абдуллино и Урассу, а с Ю-УЖД только по Кропачёво, то после 1981 г оно граничило дополнительно с Ю-УЖД по Белорецку и по Мурапталово, а в перспективе были выходы ж/д Юша-Пихта к ж/д веткам Транссиба. В крайнем случае обком КПСС предлагал передать Баш отделение в состав Ю-УЖД. Одновременно Обком КПСС добивался передачи Баш АССР в состав родного ему Уральского экономического района. Уральский хребёт проходит по сердцевине Башкирии. Даже башкирский эпос имеет термин Урал! В конце 80х, благодаря тесным связям Шакирова М.З. лично с Горбачёвым, БашАССР вошла в состав Уральского экономического района. Но Передачи Баш отделения в состав Ю-УЖД, являвшейся ядром юга Уральского экономического района, не произошло, т.к это бы усилило оборонно-промышленный Уральский регион. М.Г.Горбачёв, вопреки интересов СССР, пошёл на одностороннее разоружение и прекратил стройку объектов «двойного назначения», в т.ч. ж/д Пихта-Катав-Ивановск. Ельцин в своей угоде Западу поддержал его. В 2000 г истинно уральские регионы: Башкирию, Удмуртию, Пермскую и Оренбургскую области — под давлением американских советников и проамериканского окружения, стремившихся развалить страну до основания, — передали Приволжскому федеральному округу.
М.Г.Рахимов категорически возражал против этого, тем более, к тому времени «Башнефть» главные объёмы нефти добывало в Уральском ФО. Даже в временных поясах, Башкортостан живёт по Уральскому времени, тогда как отдельные субъекты Приволжского ФО имеют с Башкортостаном разницу в 2 часа. Оренбуржье и Башкортостан по замыслам прозападных политиков России должны были задарма кормить исторически «голодное Поволжье», которое вело себя в Башкортостане как окупанты. Ликвидировав Баш отделение, руководство Кбш ЖД убрало «уральский коэффициент» и другие надбавки, в т.ч двойную оплату работы в праздники Байрам, Ураза и День независимости у работников бывшего Баш отделения. Не потому ли ликвидировали Баш отделение, чтобы вконец похоронить вопрос возрождения Уфимской ЖД?? Не потому ли КБш ЖД не выполнила ни одного пункта «Территориально-комплексной схемы градо планирования развития территории Башкирии до2020г»!!?? Не потому ли КбшЖД тормозит стройку 2-х путей ж/д Карламан-Белорецк и усиление бывшего Баш отделения дополнительными выходами на Ю-УЖД!!??

Даже, если всё структурно останется, как есть, У Ю-УЖД есть основание соединить ж/д Магнитогорск-Белорецк и будующую ж/д Белорецк-Учалы поворотом на север от моста через Белую до пересечения с ж/д путями БМК, минуя ст. «8-й км» Кбш ЖД Тупиковые ж/д ветки крайне убыточны. Став «магистральной» ж/д Миасс-Учалы станет не только прибыльной но и частью важного для Обороны страны дубля ж/д Миасс-Дёма. Кроме того это краткий путь от Магнитогорска к Челябинску, Миассу и Бакалу, чей контрольный пакет рудников ММК имеет у себя. Это значительно разгрузит, как Транссиб, так и ж/дЧелябинск-Троицк-Карталы-Магнитогорск. Появится возможность возрождения ж/д маршрута Кумертау-Стерлитамак_Уфа-Миасс-Учалы ввиде более короткого маршрута, минующего Транссиб, Кумертау-Стерлитамак-Карламан-Белорецк-Учалы-Миасс. Это только по Башкортостану!.А возможны короткие маршруты Челябинск-Миасс-Стерлитамак-Оренбург и ж/д маршрут Миасс-Карталы.
Главное-, суверенный Башкортостан должен быть в Уральском ФО и, значит, бывшее Башотделение должно быть в составе Уральского ФО, а значит в составе Ю-УЖД.

Митхат Искандер

Share This Post

Post Comment