Башкортостан принимает Российский философский конгресс

Башкортостан принимает Российский философский конгресс

Рустэм Хамитов: «Философ – это «садовник цивилизации»

 7 октября в Конгресс-Холле Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на открытии VII Российского философского конгресса «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений», который начал свою работу в Уфе.

В ходе пленарного заседания руководитель республики предложил генеральному секретарю Международной федерации философских обществ, профессору Луке Марии Скарантино провести Всемирный философский конгресс в 2023 году в Уфе.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Хәйерле көн!

Добрый день, уважаемые участники Российского философского конгресса, уважаемые гости и приглашенные! Искренне рад вас приветствовать в столице Башкортостана – Уфе.

Важно, что наряду с крупными политическими, экономическими форумами наша республика в последние годы становится местом проведения значимых научных конгрессов и симпозиумов. В их числе – IV Всероссийский социологический конгресс, международные и всероссийские конференции «Россия и исламский мир», «Проблемы российского самосознания», «Археография Южного Урала», «Проблемы современного литературоведения», «Объёмные наноструктурные материалы» и многие другие форумы. Совсем недавно, буквально две недели назад у нас состоялся V Всероссийский фестиваль науки. В декабре этого года в Уфе пройдет Евразийский гуманистический форум.

Завтра у нас начинает работу юбилейный X Всероссийский съезд востоковедов. А сегодня мы открываем VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация: Восток и Запад – диалог мировоззрений».

Мы достаточно долго готовились к проведению этого конгресса, и первый раз с Вячеславом Семёновичем (В.С. Стёпин, президент Российского философского общества, академик РАН) и представителями оргкомитета встретились почти три года назад. Всё это время было посвящено тому, чтобы подготовиться организационно, материально, соответствующим образом собрать материалы, тезисы, и сегодня быть во всех смыслах подготовленными.

Выбор Уфы местом проведения конгресса можно считать определенным признанием достижений философской школы Башкортостана.

Мы высоко ценим вклад башкирских просветителей, философов, писателей, учёных-теологов, таких, как Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Риза Фахретдинов, Зайнулла Расулев, Зия Камали и другие. Они призывали молодежь к знаниям и доброте, милосердию и трудолюбию, заботились о просвещении народа, открывали школы. В медресе «Галия» и «Усмания» ехали за знаниями тысячи шакирдов со всего Востока, которые впоследствии стали известными писателями, учёными, педагогами. Именно в культуре и просвещении они видели основы процветания народов России.

В дореволюционный период наш край отличали богатые религиозные (суфийские), умеренно-либеральные и просветительские традиции развития русской и башкирской философии. С 60-х годов прошлого столетия в республике появляются известные на всю страну школы философии и методологии науки Тауфика Султангузина, социальной философии Фагима Садыкова, этики Дамира Валеева и других ученых.

Самостоятельное философское движение в республике оформилось сравнительно недавно. Башкирскому отделению Российского философского общества – 33 года, хороший возраст. Сегодня оно объединяет около 300 членов, в том числе 54 доктора, а также более 200 кандидатов наук. Действуют два диссертационных совета по философским наукам, отделение Философского общества, два научных семинара, Уфимское общество имени Фихте, религиозно-философское общество имени Лосева. Башкирское отделение по научному потенциалу и численности является третьим после философских обществ Москвы и Санкт-Петербурга.

Сегодня научные поиски философов республики тесно связаны с общественно-политической, социально-гуманитарной, историко-культурологической проблематикой, особенно важной для многонационального и поликонфессионального Башкортостана, в частности, формированием в общественном сознании религиозной и этнической толерантности.

Уважаемые друзья!

Выходя на трибуну Философского конгресса, невольно испытываешь волнение и изрядную долю смущения. Ну что такого ты можешь сообщить почтенному собранию учёных, начитанным эрудированным людям, которые своими знаниями охватывают все аспекты нашего жизнеустройства?!

Философское сообщество – особое. Оно постоянно задаёт и отвечает на трудные вопросы бытия. Ищет истину, предлагает решения, формирует цивилизационный фундамент общества.

Философские учения переживали разные времена. Они подвергались гонениям и забвениям, возвышениям и признаниям. Философия формирует и сопровождает процесс становления общества и гуманистических начал, утверждения общечеловеческих ценностей. Каждый человек в известной мере является философом. Каждый, пусть и на своем уровне, задаётся вопросом: «Кто я? Откуда я? В чём моё предназначение, цель моей жизни?» И каждое поколение старается ответить на эти извечные вопросы.

Преимущество ныне живущих на Земле заключается в том, что мы обогащены знаниями предыдущих поколений, имеем возможность пользоваться накопленным человечеством опытом. Но даже этот опыт не всегда становится для общества настоящей опорой. И от того каждое поколение по ряду вопросов начинает свою жизнь как бы сначала, «с чистого листа», порой отрицая или просто не видя ошибок и заблуждений прежних лет. Отсюда всё продолжающиеся конфликты и разногласия, раздоры и войны. Человечество с маниакальным упорством ищет разрешения противоречий в милитаристских формах, используя «право сильного», отрицая роль ума, науки, миролюбивого контекста.

Наша цивилизация ещё молода, и потому так неустойчива. Мировоззренческие конфликты порой возвращают часть человечества к первобытным образам, тем самым отбрасывая цивилизацию к самим её истокам. Современные успехи науки и техники являются новыми достижениями человеческого ума, но не цивилизации в её гуманистическом понимании. Ядерное оружие сделало человечество лучше? Или телевидение? Или автомобиль? Это большие вопросы.

А философия этот цивилизационный, моральный, культурный пласт наращивает. Пускай, образно выражаясь, по миллиметру в столетие, но увеличивает слой знаний, уменьшая тем самым невежество. Философия раскрывает тайны человека, его бытия и предназначения. И в этом смысле философия – это наука, формирующая гуманистическую цивилизацию на планете.

Подчеркну ещё раз – человеческая цивилизация молода. Вместе с тем она растет, укрепляется, и ей надо помогать в этих процессах.

Философ, если хотите, это «садовник цивилизации» – мудрый, ответственный, благородный, и оттого нужный и важный для общества.

К кому в трудную минуту обращаются за советом люди, президенты, короли? К мудрому человеку, философу. Мудрый совет помогает восстановить справедливость, укрепляет веру, даёт гармонию душе. Ведь главные ценности для человека – справедливость, безопасность, гармоничное развитие.

Я посмотрел программу конгресса. Она огромная. Только трехтомник тезисов включает свыше 1 300 статей. В рамках конгресса будет работать 26 секций, пять симпозиумов, 29 круглых столов, международная конференция, творческие встречи. Это настоящий праздник философии, а значит ума, творчества и мысли.

Конечно, я вместе со своими коллегами рад, что «пиршество» философии происходит у нас в республике, в Уфе, где традиции науки, образования, философской деятельности сильны, где сходятся Запад и Восток. Помните: «Запад есть Запад. Восток есть Восток. И им не сойтись никогда»?! Это Киплинг. А вот сходятся, сошлись, и это тоже цивилизационный рост.

На конгрессе присутствуют ученые из стран Востока и Европы. Здесь представлены Китай, Турция, Франция, Украина, Узбекистан, Казахстан, другие страны. Всего – более тысячи участников. Это колоссальная интеллектуальная мощь?!

Уважаемые друзья!

Нам хорош и Запад со своим разумным порядком, эффективностью, технологиями, и Восток с его общинностью, «чувством локтя», философией взвешенного и поступательного развития.

Сильные стороны восточного менталитета – коллективизм в работе, эмоциональность, умение сопереживать и помогать ближнему – мы должны обогатить, усилить бесспорно положительными чертами западной культурной модели – здоровым прагматизмом, нацеленностью на успех и достижение во всем высокой эффективности, умением добиваться намеченного результата.

В своей работе, особенно при запуске новых наукоёмких производств, создании инновационных структур, мы чаще ориентируемся на западные технологии и программные продукты. В то же время видим, что мировым лидером, драйвером экономического развития, внедрения элементов смарт-общества сегодня во многом выступает именно Восток.

Республика выстраивает прочные взаимовыгодные отношения более чем со 100 странами мира. При этом мы понимаем, что нам надо активнее и теснее работать с компаниями Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Сингапура, нашими друзьями из стран СНГ. С Европой мы давно предметно и продуктивно работаем.

Участвуя в проектах, которые я называю «R2R» (регион с регионом), мы углубляем партнёрство с провинциями Китайской Народной Республики, регионами Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции. Перспективные начинания выстраиваются в рамках Евразийского экономического союза. И всё же ещё многое нам предстоит сделать.

По итогам саммитов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, которые прошли в Уфе в июле этого года, три месяца назад, наша республика получила уникальный шанс заявить о себе в этих странах. Теперь мы должны выстроить экономические контакты с их предпринимателями. Ровно через две недели в Уфе состоится Первый межрегиональный форум стран ШОС и БРИКС, посвящённый взаимодействию малого и среднего бизнеса. Уверен, что наша республика не упустит свой шанс расширить партнёрство в этой важной сфере.

Уважаемые участники философского конгресса!

В наши дни, в условиях серьёзных социальных катаклизмов, растущего напряжения в обществе, безусловно, многое зависит, в том числе, и от науки, консолидированной позиции научного сообщества. Задача нашего форума состоит в осмыслении путей сближения, гармонизации разных подходов и моделей не путём доказательства превосходства одного мира над другим, а путём открытого, паритетного сосуществования цивилизаций на основе доверия и взаимообогащения.

Сегодня общество как никогда нуждается в философском осмыслении происходящих процессов, глобальных проблем человечества. Без понимания сути настоящего невозможно строить будущее.

Философия разъясняет, что ни природные богатства, ни прочие материальные блага не имеют смысла, если в обществе не воспитываются интеллектуальные, компетентные и нравственные люди. Именно вам, философам, общество доверяет формирование мировоззрения молодежи. Именно с развитием философского знания мы связываем наши надежды на будущее.

Философия учит не только понимать мир, но и тому, как в нём ориентироваться. Она учит критически воспринимать реальность и уметь находить в ней правильный путь. Все эти знания и компетенции очень нужны в сегодняшних противоречивых реалиях.

Философия всегда опережает социальные, познавательные, творческие процессы. Она формирует в своем дискурсе ориентиры, «образы цели» и создаёт предпосылки для их достижения, реализации в будущем, выступает генератором оригинальной мысли и творчества. То, о чём думают философы сейчас, спустя десятилетия, а иногда и столетия неизбежно воплощается в жизнь.

Дорогие друзья!

Я по-хорошему завидую вам. Вы четыре дня будете наслаждаться «роскошью общения» со своими коллегами. Вы будете спорить, отстаивать своё мнение, противостоять оппонентам, внимать мудрости старших, опытных. Я вижу в зале много молодых лиц, «начинающих садовников», будущих властителей умов. На вас, всех участниках конгресса, лежит огромная ответственность. Выводы и рекомендации конгресса станут ещё одним вкладом в копилку человеческих знаний, ориентиром в поисках пути развития человечества на гуманистических началах.

Вам нельзя ошибаться, вы не политики, чтобы делать контрпродуктивные ошибки. У вас есть время думать, размышлять. У вас есть талант, ум. Вы – учёные, вы – философы, вы – мудрецы.

Желаю, чтобы конгресс прошёл на высочайшем уровне. А гости испытали прекрасные чувства от пребывания в Уфе.

Пусть торжествует ум! Пусть торжествует любовь к мудрости, к философии!

Спасибо вам большое. Всего самого доброго. Рәхмәт!

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Вячеслав Семёнович, у меня два вопроса к Вам. В качестве кандидатов для проведения этого конгресса были такие крупные города, как Владивосток, Санкт-Петербург. Чем обусловлен выбор Уфы в качестве площадки проведения конгресса? И каковы, на Ваш взгляд, перспективы Башкортостана для проведения международного конгресса в 2023 году?

В. СТЁПИН, президент Российского философского общества: Начну с последнего. Я думаю, что перспективы замечательные. Потому что мы видим, как здесь всё замечательно организовано, с каким радушием относятся люди к гостям конгресса, как сами гости относятся к Башкирии, к этому замечательному народу. Всё это вместе очень трогательно происходит. Здесь будут не только научные доклады, но и то, что называется человеческим общением, поисками и достижением согласия. А это сейчас самое главное.

Насчет того, почему именно здесь проводится конгресс. Мы до сих пор проводили конгрессы в регионах России. И решили, что нужно провести его в автономной республике.

Сейчас Башкортостан – это площадка международного сотрудничества.

Мне не надо говорить: здесь были саммиты и ШОС, и БРИКС. Если мы следом, то для философов России большая честь участвовать в этом.

Кроме того, действительно, сейчас самое важное – евразийское пространство, где будет проходить диалог по поиску тех фундаментальных ценностей цивилизации, которые могли бы служить своеобразным геномом развития общества как целостного социального организма. Этим всегда заминалась философия, а сейчас это жизненно важная идея. Поэтому именно здесь, где соединяются Европа и Азия, – очень уместная, хорошая площадка для этого.

КОРР.: В течение нескольких дней будут проведены лекции, круглые столы. А затем будет сделан критический анализ всего этого. А будет ли все это затем реализовываться на практике? Есть ли какие-то механизмы общественного воздействия?

В. СТЁПИН: Видите ли, философия относится к практике очень своеобразно. Надо понимать, что такое философия и для чего она устроена. Люди обсуждают, например, такие вещи: «Как нам понимать природу», «Как человек должен относиться к природе». Та цивилизация, в которой мы сейчас живём, что бы мы ни говорили, относится к природе как к резервуару ресурсов для человеческой деятельности, как к обезличенному живому механизму. Хотя наука уже давно показала, что окружающая нас среда – это биосфера, живой организм, а мы часть этого организма, и надо свою экономическую деятельность согласовывать. Но пока в мировоззрении, которое сложилось у людей, этого нет.

И тут я возлагаю огромную надежду на те страны, у которых основные прививки техногенной западной культуры в традиционалистскую почву не привели к утрате традиционных ценностей – они сумели их вместе сплавить в единую систему. Эти страны имеют особое значение для выработки будущих стратегий развития. К ним уже принадлежат Россия, Китай, Индия, Япония – те страны, которые прошли модернизацию позже, чем она произошла на Западе – в Америке и Европе, где традиционалистские пласты утрачены, а здесь они сохранились. Это может оказаться очень важным.

Р. ХАМИТОВ: Продолжу Вашу мысль. Философия – это, прежде всего, мораль, культура, справедливость, а не тонны, километры и надои. Это совершенно разные категории. Сейчас, наверное, даже нет смысла отвечать на вопрос: «Что в реальном плане может дать философия сегодня промышленному производству?». Конечно, мы говорим совершенно о другом. Мы говорим о человеческих ценностях, которые мы обязаны поддерживать. В том числе, и то, о чём Вы говорите, – отношение к природе, к окружающей среде. Человечество уничтожает среду обитания и, безусловно, фактически ограничивает своё будущее во времени и пространстве.

Хочу сказать, что для Республики Башкортостан огромная честь принимать Российский философский конгресс. Впервые наша республика принимает такого рода значимое событие.

Уфа на неделю стала философской столицей Российской Федерации. Здесь сегодня все самые крупные учёные, специалисты, деятели.

Безусловно, будет огромное количество обсуждений, докладов. Работает 26 секций, которые охватывают абсолютно все аспекты деятельности человека, начиная от сельского хозяйства и заканчивая культурологическими, цивилизационными, гуманистическими принципами и идеалами.

Нам хотелось бы развивать причастность нашей республики к развитию философской мысли в стране.

И мы уже сейчас проговариваем с Вячеславом Семёновичем вариант проведения в Уфе Евразийского философского конгресса как этапа перед проведением Всемирного философского конгресса.

Сейчас генеральный секретарь Международной федерации философских обществ, подойдя ко мне, сказал: «Если Российское философское общество сделает заявку, обратится с такой просьбой в Международное философское сообщество, то мы рассмотрим возможность проведения в Уфе в 2023 году Всемирного философского конгресса». Это было бы замечательным, крупнейшим событием и «торжеством мысли» для всей России.

В. СТЁПИН: Думаю, это совершенно реально, и мы это обязательно сделаем.

Р. ХАМИТОВ: Так что заявка будет, а уж как эту заявку рассмотрит Всемирный философский конгресс и какое решение примет – этот вопрос уже зависит от нас. Мы поработаем, покажем, чем мы располагаем. Безусловно, нам нужны не только стены или организационные моменты. Нам нужны достижения философской мысли, мощная философская школа. Нужна причастность молодёжи к тому, что обсуждает философский конгресс. Это очень сложно сделать. Это намного сложнее, чем просто организационно подготовиться. Но, надеюсь, что и с этим мы тоже справимся.

В. СТЁПИН: Хочу сказать, что я лично восхищён Вашим сегодняшним докладом, потому что он истинно философский. Спасибо Вам за доклад, за идеи развития философии и воспитания молодежи в вашей республике.

М. САНАИ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации: Я очень рад, что в этом году уже в третий раз посещаю Республику Башкортостан. В этом году здесь было большое политическое событие – саммиты Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Действительно, философия для современного мира очень важна. Она берёт на себя большую ответственность, потому что не только общество и люди, но и политики могут ожидать от философского сообщества решения и предложений для современных кризисов и проблем. Я поздравляю всех организаторов, благодарю за хорошую организацию уважаемого Главу Республики Башкортостан, профессора Вячеслава Стёпина. То, что здесь собрались сотни людей, о многом говорит. Хорошая новость, что здесь будет Евразийский и Всемирный философские конгрессы. Поэтому Башкортостан останется «столицей философов» не только на неделю, но и на долгие годы.

В. СТЁПИН: Если эти конгрессы будут подряд проходить, то Уфа будет столицей философской мысли.

Справка:

Российский философский конгресс проводится раз в три-четыре года на базе классического ведущего университета городов и регионов России с 1997 года. Республика Башкортостан участвовала в конкурсном отборе Российского философского общества и Института философии РАН с 2009 года, поскольку Башкирское отделение РФО по научному потенциалу, активности научной работы и численности учёных является третьим в России после философских обществ Москвы и Санкт-Петербурга.

Для участия в конгрессе зарегистрировались и представили свои тезисы 1 515 человек, в том числе 495 докторов и 620 кандидатов философских наук, 400 аспирантов, студентов и лиц без ученой степени. Они будут участвовать в работе секций, круглых столов, симпозиумов. В работе Конгресса принимают участие учёные из 95 городов России и 21 страны мира (Турция, Великобритания, Болгария, Иран, Франция, Италия, Бельгия, Азербайджан, Беларусь, Германия, Израиль, Испания, Казахстан, Китай, Киргизия, Молдова, Сирийская Арабская Республика, Словакия, США, Узбекистан, Украина).

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/62566.html

Share This Post

2 Comments - Write a Comment

  1. Белорецк · Edit

    7 октября В Уфе открылся РФК – Российский философский конгресс. Информацию об этом можно найти. http://1762.рф/bashkortostan-prinimaet-rossijskij-filosofskij-kongress/
    http://1762.рф/dyubenok-yu-l-priglashaet/
    Я эти конгрессы российских философов называю «Постсоветская школа философии в поисках цельного человека». Знаете почему? А потому что советская школа философии, основанная на теории ЭМПИРИОМОНИЗМА А.А. Богданова (Малиновского), занималась воспитанием так называемого «цельного человека», а более точно, «Сверх-человека» или «Бого-человека». Страна-завод с мануфактурной или цеховой организацией труда – идеальное средство такого воспитания. Этим богоугодным делом занимались в СССР все государственные и общественные организации с самого рождения и до самой смерти человека. Целью этого воспитания было добиться общественно-политической монолитности страны. Сегодня мы знаем результаты социального эксперимента по воспитанию психически однородных граждан. И воспитатели народных масс хотят повторять свой опыт над народом, но на новой ступени развития общества. Предполагаю, что на этом РФК будет предпринята попытка обоснования божественной сущности президента РФ В. Путина и необходимости смены общественно-политического устройства страны.
    Ян РАДИЙ 07.10.15. Белорецк
    Этот вывод я делаю на основании нижеследующего анализа

    «Для материалиста «успех» человеческой практики доказывает соответствие его теоретических представлений с объективной природой вещей, которые он воспринимает или не воспринимает органами чувств. Для солипсиста «успех» есть все то, что ему нужно на практике, которую можно рассматривать отдельно от теории познания»
    В. И Ленин «Материализм и эмпириокритицизм», Гл.2 , Параграф 6, М.Политиздат-69

    ЭМПИРИОМОНИЗМ И СТАЛИНИЗМ

    Российский обыватель чаще всего усмехается в душе над разными мудреными словечками из работ философов, заранее, тем самым, предопределяя ненужность для своих практических потребностей философии вообще. Но в исторической практике именно философский строй мыслей в головах людей, особенно наделенных властными полномочиями, определяет практические нужды и саму жизнь обывателя. Существует метод в философии под названием исторический материализм, который утверждает, что исторические законы вообще и исторические законы каждой конкретной страны можно вполне познать, лишь усвоив философские работы, принадлежащие тем или иным так называемым «великим людям», или вождям народных масс. А ведь только познав историческое прошлое, мы можем рассчитывать на, более — менее ясное, историческое будущее. В меру своих способностей в этой небольшой статейке мы попытаемся заглянуть в некоторые темные уголки нашей новейшей истории советского периода.
    Во времена партийной «перестройки» было заведено публиковать работы некогда забытых вождей большевистской партии. В 1990 году под рубрикой «Библиотека социалистической мысли» политиздат выпустил книгу под названием «А.А. Богданов. Вопросы социализма». Редакционный коллектив этой мало кому известной, — кроме специалистов, — книжечки объединил в себе большую группу философов и экономистов, под руководством которых и произошла так называемая «перестройка». Наиболее известными широкой публике среди всех являются Л.А. Абалкин и Г.Х. Попов. Но суть – не в этих именах. Мы предлагаем читателю ко вниманию некоторые нюансы «социалистической мысли», которые довольно часто возникали в мозгах российской интеллигенции в 20-м веке, и которые, как мы полагаем, еще скажутся на будущем Российского государства и российского народа..
    А.А. Богданов (Малиновский) (1873-1928 г.г.) известен в России, как автор теории эмпириомонизма. Эмпирио – означает опыт. Монизм – цельный. Коротко смысл теории заключается в следующем. По мысли Александра Александровича и его сторонников «человек – есть целый мир опыта». История человечества – есть история собирания человеческого опыта и самого человека. Древний, первобытный человек – это человек стереотипный, но цельный, поскольку опыт одного человека практически совпадал с опытом общины. С появлением частной собственности начинается «дробление» человека. Разделение труда, «отделение головы от тела», «дуализм духа и материи», специализация – все это вызывает появление «человека – дроби».
    Социальный прогресс должен устранить это дробление и привести к появлению человека цельного, то есть монистического. Этому способствует появление машинного производства и занятия философией. Машинное капиталистическое производство на одном предприятии – идеальная модель будущего социалистического общества, которое будет гармоничным, то есть без антагонизмов и каких-либо противоречий. Философия помогает устранить раздробленность мышления человека и указать методы управления обществом для достижения успеха в формировании «цельного человека». Маркс – первый монистически мыслящий философ-боец.
    Упоминание кем-либо из философствующих писателей имени Маркса или Энгельса в России предопределяет получение этим писателем звания марксиста. Член Коммунистической Академии, профессор политэкономии МГУ в 20-е годы, старейший деятель ВКП (б) и соратник В.И. Ленина в сознании людей 20-го века образ А.А. Богданова (Малиновского) остался, как образец закаленного бойца большевистской партии, стойкого марксиста-ленинца. Наша задача в этой статейке – показать, на сколько теория эмпириомонизма соответствует советско-российской социально-экономической системе. На сколько последняя соответствует системе взглядов самого Маркса – задача более глубокого исследования.
    А.А. Богданов считал, что конкуренция и классовые антагонизмы являются последствиями стихийного развития. Социалистическое же общество – это общество планового развития, товарищеских взаимоотношений между людьми, то есть без какой-либо конкуренции и антагонизмов. Все острие борьбы общества, поэтому должно сосредоточиться на своем главном враге – природе. … Здесь мы начали рассматривать его труд «Социалистическое общество».
    «Действительная власть общества над природой, беспредельно развивающейся на основе научно-организованной техники – такова первая характеристика послекапиталистического общества.» Общественные отношения производства организованы сознательно и планомерно. В этой системе каждый работник действительно равен другому.
    «Стройная организованность всей производственной системы, при величайшей подвижности ее элементов и их группировок и при высокой психической однородности трудящихся как всесторонне развитых сознательных работников – вот вторая характеристика послекапиталистического общества.»
    Не знаю, кто как, но я уже вижу, как Богданов А.А. выстроил схему страны-завода с полностью зомбированными работниками. Продолжаем чтение.
    Распределение. «Планомерная организация производства предполагает такую же организацию распределения. Верховным организатором и здесь и там является общество, как целое: оно распределяет труд, оно соответственно этому распределяет и продукты труда. Это прямая противоположность тому анархическому, неорганизованному распределению, которое выражается в обмене и частной собственности, которое протекает на почве конкуренции и грубой борьбы интересов… Общественная организация производства и распределения предполагает, конечно, и общественную собственность на средства производства и точно также на предметы потребления, созданные общественным трудом; вплоть до момента передачи их обществом для потребления… Сложность новой организации распределения, очевидно, должна быть громадна и требует такого развития СТАТИСТИЧЕСКОГО и ОСВЕДОМЛЯЮЩЕГО аппарата, до какой нашей эпохе еще очень далеко. Общественно организованное распределение на основе общественной собственности на все средства производства – такова третья характеристика послекапиталистического общества».
    Узнает ли читатель родную советскую систему? Продолжаем чтение.
    Общественная психология. «Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в ее рамках: ВЫСШАЯ СТЕПЕЬ СОЦИАЛЬНОСТИ… Из реальной власти общества над природой внешней и над собственной природой вытекает другая черта психологии нового мира – это отсутствие всякого фетишизма, чистота и ясность познания, освобожденного от идолов мистики и признаков метафизики. Как результат соединения обеих указанных черт общественной психологии выступает третья черта – прогрессивное устранение принудительных норм и вообще элементов принуждения в общественной жизни.»

    Это положение Богданова-Малиновского требует особого толкования. Действительно, каким образом можно сочетать психологию и элементы принуждения в социальной схеме? Чтобы понять, надо прочесть его следующий труд под названием «Цели и нормы жизни». Он вместе с работами «Собирание человека» и «Проклятые вопросы философии» вошел в книгу «НОВЫЙ МИР», очень краткий обзор которой был произведен в самом начале нашей статейки.
    В «Целях и нормах жизни» А.А. Богданов рассматривает нормы принуждения и нормы целесообразности. Априори, по его мнению, нормы принуждения господствуют в мире частной собственности, конкуренции и классовых антагонизмов. С установлением гармонического общества, то есть общества без каких-либо антагонизмов и противоречий, наступает господство норм целесообразности. И теперь, как представляется, мы вплотную подходим к философскому, или гносеологическому, оправданию бесправия – отрицанию права вообще, данному основоположником теории цельного опыта.
    В 16 –й главе можно прочесть: «В культурных странах существует «свобода» совести, слова, печати, союзов. Что такое свобода? Определенное право. Как норма правовая, она должна, следовательно, заключать в себе элементы внешнего принуждения. В чем они заключаются? В том, чтобы общественной силой подавлять всякие попытки нарушения этой свободы. Например, юридическое содержание «свободы слова» таково: никто не должен препятствовать другим высказывать их мысли, а кто это делает, тот подвергается наказанию. … Метафизический идеализм в социальных науках создает из свободы совести, слова и т.д. ряд «абсолютных» или «естественных» прав человека, непреложных и вечно обязательных. Он не понимает, что действительная, вполне реализованная свобода есть вовсе не «право», а отрицание права.»

    Таким образом, в социальной схеме А.А. Богданова (Малиновского) «прогрессивное устранение принудительных норм и вообще элементов принуждения в общественной жизни», «отсутствие всякого фетишизма» или «вполне реализованная свобода» — это есть отрицание права вообще, то есть бесправие. Словом: АНАРХИЯ – мать порядка!

    Любопытно, что в 22-й главе рассматриваемой работы А.А. Богданов (Малиновский) признает, что «коллективная организация труда, которая одна в силах устранитьантагонизмы личные, групповые и классовые и этим будто бы освободить путь для господства норм целесообразности, именно она требует для своего существования громадного развития принудительных норм, громадного расширения их области». Ведь если предоставить каждому свободно определять для себя род и количество труда, то в результате наиболее интересные и приятные отрасли труда будут переполнены. Общественное же производство должно быть организовано так, чтобы полностью удовлетворить все общественные потребности. «Грозный призрак государственной казармы, неумолимо приковывающей личность к ненавистной для нее работе, призрак «грядущего рабства» жестоко тревожит сердце современного индивидуалиста», — саркастически усмехается автор теории эмпириомонизма.
    Вот ведь как оказывается, казарменный социализм был запроектирован задолго до Великой Октябрьской революции и совсем не ее вождями, но уже тогда «индивидуалисты» били тревогу по поводу намерений некоторых «решительных» коммунистов установить для общества режим «вполне реализованной свободы». Но вернемся к работе «Социалистическое общество».
    Глава 5-ая схематично, но достаточно верно рисует идеальную советскую экономическую систему, то есть теоретическую схему, которую рисуют в своем воображении наши наиболее рьяные сторонники сталинизма. «Новое общество основано не на меновом, а на натуральном хозяйстве. Между производством и потреблением продуктов не стоит рынок, покупка и продажа, — но только сознательно и планомерно организованное распределение. Новое натуральное хозяйство отличается от старого, — например, первобытно-коммунистического, — тем, что оно охватывает собой не большую или маленькую общину, но – целое общество из сотен миллионов людей, а затем – все человечество». Читатель не может не узнать экономическую модель советского социализма.
    Коммунисты, придя к власти в 1917 году, последовательно стали претворять в жизнь теорию богдановского эмпириомонизма. Противники какого-либо антагонизма, они устранили политических конкурентов, разогнав в 1918 году Учредительное собрание. Россия за это получила гражданскую войну, как реакцию общества. В 1921 году запрещена оппозиция внутри правящей партии. В результате Россия заполучила диктатуру аппарата и его секретаря. Классовые противоречия стали устраняться путем уничтожения представителей тех или иных классов. Профессиональные союзы превратились в придаток партийно-государственной машины. Общественное распределение на основе «товарищеских отношений» привело к неимоверному разбуханию статистического и надзирающего аппаратов. Через «научно-организованную технику» общество довело свою борьбу с природой до экологической катастрофы. Только в 21-м веке, предприятия России смогли с большим трудом преодолеть последствия натурального обмена – бартера.
    Необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что эмпириомонизм является до сих пор философией, исповедуемой всеми фибрами государственной машины и российского общества. Мы должны помнить, что история всегда повторяется, хотя и на более высоком витке эвольвенты. Какие еще опыты готовятся над российским обществом и на сколько они будут «успешными», покажет ближайшее будущее. Будет ли это борьба с «метафизическим идеализмом», или это будет введение «норм целесообразности» взамен конкуренции – во многом зависит от нас самих. Зависит от того, на сколько за время демократических реформ мы смогли отойти от состояния ПСИХИЧЕСКОЙ ОДНОРОДНОСТИ.

    Ян РАДИЙ. 05.07.1996 – 16.02.2008, 2015 г.г. г. Белорецк, Респ. Башкортостан.
    P.S.
    Сегодня в 2015 году мы видим, как московская плутократия навязывает российскому обществу свои нормы целесообразности
    5 октября 2015 г. Белорецк

    Reply
  2. И эти Люди говорят что китайская культура самая древняя ))) какую оценку они тогда могут дать нашей земле если они не хотят признавать Славянскую культуру которой 1000000 лет и что китайская письменность создана на славянских рунах !

    Reply

Post Comment