Развитие «Тракта Екатерины»

Развитие «Тракта Екатерины»

На территории Белорецкого района в будущем, 2019 году начнут прокладывать асфальт на дороге Авзян — Петровское, как части автодороги от Стерлитамака до Магнитогорска.
Госкомтранс Башкирии озвучил примерную стоимость проезда по дороге «Стерлитамак-Кага-Магнитогорск»
Строительство автомобильной дороги «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск» является стратегически важным проектом, в соответствии с которым города планируется связать прямой дорогой общей длиной 170 километров.
От Стерлитамака до села Кага участок дороги будет эксплуатироваться в бесплатном режиме, а за дальнейший прямой проезд до села Аскарово будет взиматься плата (максимальный размер платы — от 10 до 25 рублей). Расчетный поток — 2 тысяч автомобилей в сутки.
Как сообщили в Госкомитете по транспорту и дорожному хозяйству, уже подведены итоги проведенного конкурса по данному проекту на заключение концессионного соглашения, определен победитель конкурса. В декабре 2018 года между Гострансом РБ и ООО «Башкирдорстрой» подписан протокол о порядке организации работы по подготовке к заключению концессионного соглашения и финансовому закрытию и дальнейшей реализации проекта по финансированию, строительству, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения РБ «Стерлитамак-Кага-Магнитогорск».
Соглашение с инвестором заключается на 15 лет, из которых 6 лет уйдет на строительство трассы, 9 лет — на эксплуатацию. Ориентировочная стоимость проекта – 12,5 млрд. рублей. В настоящий момент по объекту ведутся проектно-изыскательные работы.
https://www.proural.info/society/goskomtrans-bashkirii-ozvuchil-primernuyu-stoimost-proezda-po-doroge-sterlitamak-kaga-magnitogorsk/
Мало кто знает, что эта дорога является частью знаменитого «Тракта Екатерины». Мы сочли нужным в рамках возрождения исторической памяти народа изложить свою версию истории строительства этой магистрали, ибо это магистраль, по которой шла русская цивилизация и развивалось русское государство на Евразийском контитненте
История «Тракта Екатерины»: Симбирск-Белебей-Стерлитамак-Белорецк-Верхуральск-Троицк
Предпосылки стройки «Тракта Екатерины»

Потерпев неудачи в Русско-турецкой войне 1735-39 гг, хозяйка суннит-исламских святынь,-Турция устроила грандиозную провокацию против России. В 1740 г на Южном Урале объявился Миндигул Юлаев. Не раз долго бывший в Османской империи, в т.ч. в Палестине, Мекке и Медине. Он превосходно толковал Коран, (что возможно лишь грамотному человеку. Такого уровня исламское образование в те годы можно было получить лишь в Османской империи!).  В январе 1740г он объявил себя сыном правителя Джунгарии,- Султангиреем, заявлял, что он наследник трона Джунгарии, что его брат,-Галдан-Церен, (тогдашний правитель Джунгарии),  преступно лишил его трона. Эта была грандиозная провокация, с целью столкнуть Джунгарию, Калмыцкий Улус Завожья и Калмыцкий Улус Северного Кавказа с Россией. В ходе русско-турецкой войны 1735-39 гг калмыки отлично бились с Крымским ханством, (на которое они после 1640 г претендовали, как наследники Монгольской империи и, конкретно, — Улуса Джучи-Золотой Орды). Потому турки стремились разрушить военно-политический союз калмык и русских. «Лже-Султангирей», как претендент на трон Джунгарии, вызвал трения меж Россией и Галдан-Цереном. Тем более, что «Лже-Султангирей» был истинным мусульманином, тогда, как калмыки и джунгары исповедовали буддизм. Галдан-Церен требовал выдачи ему «лже-брата», сначала при нахождении его в Башкирии, а затем, после его бегства в июне 1740  в северную часть Средней Орды, к середине 1740г принявшей протекторат от России. После смерти Анны Иоанновны и в период начала передела власти в России в 1741 г Галден-Церен решился на поход против Средней Орды. Грабя и насилуя по пути, он к 1742 г подошёл к Орской крепости.

Гарнизон и жители Орска отбили первый натиск джунгар и те отягощённые добычей и рабами, попутно ограбив восток Алтынульорды,  вернулись в Джунгарию. В эти же годы Алтынульорда подверглась агрессии с запада калмык, легко проходивших между примитивными крепостями яицких казаков по Яику. Итогом агрессии джунгар и калмык на юго-восток России явился отход от России Алтынульской и севера Средней Орд. Граница вновь вернулась на Яик от устья до Верхяицка. Калмыцкие Улусы восстановили прямую связь с Джунгарией и своей Прародиной на западе Алтая и Верхнем Иртыше. Пришедшая к власти в ходе государственного переворота в ноябре 1741 г.,  Елизавета Петровна в годы становления и годы русско-шведской войны 1741-43 гг  не могла достойно ответить на происки агрессию Джунгарии и измену Калмыкских Улусов. В этой сложной ситуации она применила тактику своего отца-Петра I.  Когда Аюка взял в плен своего дядю Дугара и его сына Церена, Пётр выкупил их, крестил Церена, что для калмыка, не так давно бывшего несторианцем, было нормально, и дала титул князя Дугарова, как возможную замену Аюке. Пётр при  аховых финансах Руси, вёл христианизацию калмык рода кереит, к каким относился сам Аюка, для кого историческое вековое несторианство было путём к православию. За каждого крещёного калмыка Россия платила лично Аюке определённую сумму. Крещёные калмыки были под опекой Петра.  Анна Иоанновна крестила, дала княжеские титулы Вере Дондуковой и её детям, как шанс их восхождения на трон Калмыкии. Для крещёных калмык Анна Иоанновна в 1738 г,  заложила официальный  город, — Ставрополь-на-Волге .Сегодня часть исторического Ставрополя затоплена Куйбышевским водохранилищем, а часть в составе нынешнего Тольятти.

Негласный центр крещёных калмык располагался против Симбирска. Ещё при Алексее Михайловиче за решающий вклад в разгром Степана Разина под Симбирском царь расширил Улус Заволжских калмык на север до самой Камы. Сам Степан Разин был тяжело ранен во встречном бою с калмыцкой конницей.

Во время 2-й крестьянской войны Е.И. Пугачёв, опасаясь крещёных калмык, обошёл Симбирск далеко стороной, благодаря чему Симбирск один из немногих городов Поволжья остался совершенно невридимым. Елизавета Петровна не только продолжила крещение калмык, но и усилила процесс их перехода к оседлости. Она строила школы и больницы в северной части Заволжского Улуса калмык, наиболее подверженных крещению и оседлости. Она усилила дипсвязи  с Китаем, воевавшим с Джунгарией. Особенно после мятежа Батырши на Южном Урале, где к тому времени шло строительство горных заводов. Мятеж Батырши задержал активное вступление

России в Семилетнюю войну 1756-61г.  Помощь воюющей России на дипломатическом фронте помогла Китаю в 1758 г разбить Джунгарию. После этого Россия не только усилила христианизацию калмык севера Заволжья, но и начала строитьть  дорогу Симбирск-Бугульминская крепость (на дороге Казань-Бугульма-Оренбург, после 174 3г бывший на устье Сакмары). Именно этими путями симбирские купцы Твердышевы поставляли провиант и фураж  для Оренбурга. Этими же дорогами Твердышевы и Мясников везли стройматериалы, инструмент и оборудование для Воскресенского, (сдан в 1745г), и Верхоторского, (сдан в 1753г), горных заводов. После мятежа Батырши 1755-56гг было основано Оренбургское казачье войско и  в 1757г на путях к нему был заложен Белебей.  К нему от Бугульмы проложили дорогу. После закладки в 1766г Стерлитамака дорога от Симбирска пришла к нему. Ещё большее значение дорога приобрела после 1770-71гг, когда элита Заволжского Улуса калмык совершила большой исход в родовые вотчины на Алтае и Верхнем Иртыше. Крещение оседлых калмык северного Заволжья усилилось. В 1798г тут был создан Ставропольский кантон крещёных калмык.В 1811г генерал губернатор Оренбурга Г.С. Волконский получил приказ сформировать 1-й и 2-й башкиро-тептярские полки, (участвовавших во взятии Парижа 19 марта 1814г), и Ставропольский полк крещеных калмык. Тот же Г.С.Волконский,-генерал-губернатор Оренбурга с 1803 по 1817г  переселил  часть крещёных калмык из Заволжья во 2-й Отдел Оренбургского казачества,(центр Верхуральск) и 3-й Отдел Оренбургского казачества, (центр Троицк). Православие помогло им адаптироваться в казачестве. Фамилия Калмыков достаточно известная среди казачества Зауралья.

Таким образом, дорога от Симбирска до Стерлитамака, (после исхода Заволжских калмык путь продлили до Петровского, лежавшего на рудовозной дороге Каргала-Воскресенское- Верхоторское-Богоявленский-Архангельский-Катав-Сатка-Златоуст), была ещё до Бунта Пугачёва. Кроме того, с 1737 г был путь Верхяицк — устье Авзяна — Табынск, а после 1740 г вдоль пограничных крепостей сложился путь Верхяицк-Степная-Троицк, обе ставшие частью «Тракта «Екатерины» после 1818 г. Дарья Пашкова, ставшая в 1784 г наследницей Воскресенского и Белорецкого заводов предложила Василию Евдокимовичу и Ивану Евдокимовичу Демидовым совместно строить конно-железную дорогу Белорецк-Узян-Кага-Авзян.В европе мулы давно катали в шахтах и рудниках по рельсам вагонетки, а в Лондоне, на атракционе Уильяма Мердоха по круговым рельсам уже катил паровой механизм,-прототип будующих паровозов. Белая после устьев Узяна, Каги и Авзяна была достаточно многоводной, потому братья Демидовы посчитали, что эта дорога больше нужна их главному конкуренту и отказались. Дарья Ивановнв Пашкова имела ввиду перспективу строительства дороги Авзян-Петровское. У неё были перспективы развития Воскресенского и Верхоторского заводов и путь через Богоявленск, где дорога Авзян-Тарские рудники были в частных руках В.Демидова, её не устраивал. В начале стройки дороги Авзян-Петровское помог генерал-губернатор Оренбурга Г,С. Волконский, дальний родственник Пашковых, хороший знакомый сына Дарьи Ивановны Пашковой,-Василия Александровича Пашкова,-обергофмаршала, обергофместера, члена Госсовета, председателя Департамента законов. Стройка дороги Авзян-Петровское с двух сторон была начата в 1804г, окончена с недоделками лишь в 1816. Полный пуск «Тракта Екатерины» на участке Петровское-Авзян вызвал в Авзяне «извозную» лихорадку. Участок Петровское-Авзян был безлюден и его обслуживание по большой части легло на авзянцев. Дело извоза, «заезжих» и постоялых дворов было очень прибыльное. Началась торговля вся и всем. Изготовление саней телег и запчастей к ним. В 1821г рабочие Авзяна, казавшиеся по сравнению с теми, кто работал «на тракт», нищими протестовали, вплоть до остановки завода. Окончательно пущена в 1818г.

К 1913 г «Тракт Екатерины» был основной дорогой Башкирии, тогда как «Бирский тракт через Караидель на Сатку-Златоуст-Миасс был обходом прямых путей тех лет в Южное Зауралье. На западном участке «Тракта Екатерины» к 1914 г была сдана ж/д Симбирск-Бугульма-Чишмы,)Ж/д мост через Волгу сдан в 1916 г).

По «Тракту Екатерины» в 1918 году шли упорные бои. Сначала на участке Белорецк-Верхуральск, затем на участке Белорецк-Авзян-Петровское. В 1919г по «Тракту Екатерины» от Стерлитамака наступала на Авзян 20-я дивизия КА, а на участке Белорецк-Верхуральск-Троицк-24 дивизия КА.

Сейчас в наши дни в проекте прокладка  асфальта на отрезке Азян-Петровское, как части дороги Магнитка-Стерлитамак. Это даст прямой путь от Белорецка, где своевременно сделали автообъезд, до Стерлитамака и Оренбурга. За спиной Оренбурга-Саратов, Волгоград, Крым и Кавказ За спиной Белорецка в этом случае,- Челябинск, Тюмень и Екатеринбург и , в целом, -Сибирь.

Это огромный шанс для развития Белорецка и Белоречья.

Постскриптум. Что бы можно сделать, дабы пустить шелковый путь через Белорецк
Современная карта участка «Тракта Екатерины», Стерлитамак-Авзян и Авзян-Кага.


Участок-Стерлитамак-Петровское-Макарово-асфальт. Участок Авзян-Кага-асфальт

Современная карта участка «Тракта Екатерины» Белорецк-Казаккулово-Вятское
 
Лидеры соседних субъектов встречаются с представителями Китая, Турции, Ирана и
Казахстана, но не могут по — соседски решить вопрос разгрузки магистрали М-5 «Урал». А ведь, если а/д Стерлитамак — Авзян разгрузит М5 от Миасса до Уфы, то асфальт на участке Казаккулово — Вятское — Верхуральск позволит пустить казахский и китайский автотранзит от Троицка на Уфу минуя М-5»Урал» на участке Челябинск -Уфа.

Надо сказать, что от Казаккулово до Вятского всего 12 км по башкирской территории, от Вятского до Верхуральска 17 км челябинской территории. Из них 11 км до сворота на Степное-асфальт.

Современная карта участка Вятское-Степное-Верхуральск. От Верхуральска до сворота на Степное-асфальт
Почему бы не обустроить эту дорогу дальше?!

Собирал материал: Краевед В.А. Миткалев, Инзер.
Форматировал: Р. Янахметов, г. Белорецк

 

Share This Post

Post Comment