19 и 22 апреля 50 лет субботникам по завершению строительства ЖДВ «Белорецк»

19 и 22 апреля 50 лет субботникам по завершению строительства ЖДВ «Белорецк»


В 1960 г по ж/д Магнитка-Белорецк прошёл 1-й грузовой состав. В 1961г по ней прошёл 1-й пассажирский поезд. Вокзал и касса для пассажиров той поры-2 двухосных вагончика. Возник вопрос стройки ж/д вокзала. Самым оптимальным считался вариант вокзала на ст. «Белорецк», (146 км Белорецкой узкоколейки). Это был самый выгодный вариант для жителей тогда самого крупного ПГТ Белорецка,-Тирляна, (где располагался цех БМК). В руководстве БМК, Горсовета и Горкома КПСС было немало выходцев Тирляна. С учётом того, что путь в Уфу тогда шёл через Тирлян и Запрудовку, данный вариант был самым выгодным для жителей Центра Белорецка, (вокзал был бы оптимальным как для поездки в Магнитогорск, так и в Уфу). Альтернативным компромиссом было расположение вокзала «Белорецк» широкой колеи в районе ст. «Нура» узкоколейки. Белорецкая узкоколейка шла через многие н/п Района на ПГТ Тукан и ПГТ Инзер. Их жителям через ст. «Нура» было удобнее всего добираться до районной поликлиники, расположенной в микрорайоне ВОС. Вокзал у ст. «Нура» устраивал и жителей микрорайона Октябрьский и микрорайон «Старая Нура». Споры Райсовета и Горсовета шли до февраля 1966 г, когда в феврале-марте 1966 г в Москве прошёл 23 Съезд КПСС, утвердивший «План 8-й Пятилетки». В Плане 8-й Пятилетки было предусмотрено строительство ж/д Карламан-Белорецк. Как следствие было принято решение строить ж/д вокзал «Белорецк» возле ст. «158 км» Белорецкой узкоколейки. (Позже первые две цифры из обиходного названия выпали, осталось ст «8-й км»). В 1967 г построили железнодорожный вокзал. В здании вокзала находились связь, путевое хозяйство, пост ЭЦ, тогда это был маленький щит и ручное управление. Только в 1970-х годах началась стройка зданий ШЧ, ПЧ, ДС. Вокзал ст.Белорецк представляет собой одноэтажное здание, материалы: железобетон, кирпичная кладка и деревянные перекрытия. Площадь по наружному периметру-516,3 м2; площадь по внутреннему замеру-465,5 м2. Дата сдачи была крайне жёсткой, что объяснялось политическими факторами. В Союзном масштабе,-это был год 50-летия Октябрьской Революции. В местном масштабе,-это был год 200-летия Белорецкого завода, (в 1767 г Белорецкий горный завод дал первый чугун).
Кроме того, от сдачи здания вокзала «Белорецк» зависело строительство жилья и соцкультбыта пристанционного посёлка, (начаты летом 1968 г). Официальную сдачу, (даже с существенными недоделками), здания вокзала «Белорецк» подгоняли сроки закрытия пассажирского движения на перегоне Двойниши-Верхнеаршинский Белорецкой узкоколейки.

(Последний грузовой состав Запрудовка-Белорецк прошёл в ноябре 1967 г, последний пассажирский поезд Запрудовка-Белорецк прошёл в сентябре 1968г). Перегон Двойниши-Верхнеаршинский, (48км), преодолевал хребты Машак и Бакты с ущельем Юрюзани меж ними. Ещё с 1927г, когда сдали у/ж/д Белорецк-Ишля-Тукан и у/ж/д Ишля-Инзер, руда и древесный уголь пошли в Белорецк составами, а не тележными коробами. Естественно вырос выпуск готовой продукции Белорецких и Тирлянского заводов. Не случайно, в феврале 1934 г Председатель Госплана СССР В.В.Куйбышев, говоря о планах 2-й Пятилетки, рассказал о проекте ж/д Уфа-Белорецк-Магнитогорск. Это разгрузило бы Белорецкую узкоколейку от грузопотоков «уфимского» и «магнитогорского» направлений. Устранение недоделок длилось весь 1-й квартал 1968г. После схода снега, когда оттаял строймусор и стало возможным мыть снаружи стёкла вокзала, (главенствовала паровозная тяга),
19 апреля и 21апреля 1968 г провели 2 субботника. В 1-м, участвовали, в основном, железнодорожники ,  в честь того, самого первого стране субботника, который  был проведён 19 апреля 1919 г железнодорожниками ст. «Москва-Сортировочная»!. 2-й субботник провели комсомольцы Белорецка в честь Дня рождения В.И.Ленина. Тем более это был юбилейный год 50-летия ленинского комсомола. В те годы территория ж/д вокзала находилась в ПГТ Ломовка Белорецкого Горсовета. В Субботнике приняли активное участие комсомольцы всех городских комсомольских организаций. В 1968 г ВЛКСМ был награждён орденом Октябрьской Революции.
Литература и источники:
1. «Белорецкая энциклопедия», Белорецк, 2007г
2. «Интернет»
Миткай Искандер

Share This Post

Post Comment